Относительно "I Съезда Народных Депутатов России" в Яблонне

 

Данный текст был написан мной в качестве комментария к записи “Создан легитимный российский парламент” в блоге А. Илларионова (видео “Итоги I Съезда российских депутатов обсуждаем с Сергеем Любарским и Ильей Пономаревым”) https://aillarionov.livejournal.com/1334636.html

 

Под “легитимным российским парламентом” подразумевалась группа бывших депутатов, собравшихся в г.Яблонне, Польша.

 

Т.к. мой текст не был опубликован автором блога (более того, текст повлек за собой бан в блоге) публикую его здесь, как исчерпывающе выражающий мою позицию относительно попыток сказать нечто от имени российского народа (а значит, и моего имени тоже) - “Государственной Думой” ли внутри России или “Российским Парламентом” за ее пределами.

 

* * *   * * *

 

Недавно я прочитала, что на выставке некий охранник испортил картину ученицы Малевича. На картине были три человека без лиц, т.к. головы как яйцо, вместо лиц пустое место. И этот охранник нарисовал глазки на этих головах. На суде выяснилось, что охранник психически нездоров, прошел Афган и Чечню. Оправдывали его тем, что он вроде бы решил, что это был детский рисунок.

Но дело не в оправдании, а вот в чем. Я уверена, что охранник просто не мог вынести вида безликих фигур в зале, где он сидел. Почему я так считаю - потому что психологическая травма заключается в том, что человек ощущает себя безличным, его сделали не-личностью, лишили голоса. Война делает его безличным, также как и тех, кого он убивал и кто пытался убить его. Это именно люди без лиц. Я уверена, что вид этой картины был для того человека триггером и он интуитивно попытался изменить ту, жуткую реальность, в которую картина его перенесла.

 

К чему я это пишу: не только война может сделать из людей фигур без лиц. Это может также сделать и отношение к ним, других людей. И заголовок “Создан легитимный российский парламент” и есть выражение такого отношения к людям.

 

Российский парламент не может быть легитимным, если его не избрал российский народ. Народ данный парламент не избрал здесь и сейчас; “съезд” представляет собой собрание лиц, некоторые из которых являются экс-депутатами. Апеллировать к прошлому статусу абсурдно.

 

Правда, автор данного блога не раз писал, что в России народа нет, обосновывая это тем, что “народ” - это лица с гражданскими правами, а у россиян гражданских прав давно уже нет. На это я ответила ему, что слово “народ” происходит от “народиться где-то”, поэтому народ остается народом при любом режиме. Так, еврейский народ оставался таковым, находясь в рабстве в Египте, вавилонском пленении и в рассеянии.

 

Я помню, как меня поразило это заявление и отметила его для себя как “red flag”, как говорят на Западе. Вторым “звоночком” стало предложение автора россиянам отказаться от Православия, на основании того, что Православие якобы несовместимо с успешным экономическим развитием; кроме того, в нем нет этики, но зато есть привязка к имперскости. Это заявление поразило меня даже больше, чем “в России нет народа”.

 

Во-первых, своим вопиющим невежеством (если обвинение в цезарепапизме вполне резонно, то обвинение в отсутствии развитой этики настолько абсурдно, что остается только развести руками - если человек умудрился не заметить существования дисциплины под названием “нравственное богословие”, что тут сказать).

 

Во-вторых, и это важнее - тем, что на английском называется “entitlement”. Можно не любить Православие или русский народ и высказываться соответственно (“зомби”, “не способны к самостоятельному мышлению” и т.п.); хотя это и надоедает, в этом есть человеческое. Но заявления “в России нет народа” и “от Православия надо отказываться” - это совсем иной по духу феномен, в котором человеческого уже практически нет, все съел entitlement, “я смею”. Я пишу о духе подобных заявлений.

 

Впрочем, если российского народа нет, то все ОК, не так ли? Есть только “легитимный российский парламент”, т.е. маленькая диктатурка, ведь парламент не может сказать “в России нет народа”, т.е. это сразу сделает его нелегитимным. Парламенту нужен народ, чтобы быть избранным; это народ дает права Парламенту представлять его. А диктатурка, придя к власти, может милостиво даровать права народу, создав народ из ничего, пустоты, так сказать.

 

Две мужские фигуры,
Казимир Малевич       Голова крестьянина,
Казимир Малевич

 

20 ноября 2022

other articles

home